Фрагмент для ознакомления
2
В Ульяновске также реализуется крупный инвестиционный проект на территории инвестиционной площадки «Заволжья», где в настоящее время воплощается 30 проектов с участием российских и зарубежных компаний, общая сумма инвестиций в которые превышает 47 миллиардов рублей. Эти проекты в значительной степени способствуют модернизации производственного сектора, повышению конкурентоспособности местной экономики и созданию новых рабочих мест.
Авиастроительный сектор города представлен ЗАО «Авиастар-СП», крупнейшим и самым современным предприятием России в данной отрасли. С площадью в 1,4 млн. м² и историей, начавшейся в 1975 году, «Авиастар-СП» сегодня является важным звеном в отечественном авиапроме, способствуя созданию высококачественных воздушных судов.
Таким образом, Ульяновск представляет собой мощный промышленный узел, обладающий разнообразием секторов экономики, которые обеспечивают его динамичное развитие, высокий уровень производительности и привлекательность для инвесторов.
3.Анализ доходов Ульяновской области за 3 года
3.1 Налоговые доходы
Налоговые доходы бюджета представляют собой средства, поступающие в бюджетную систему государства или его субъектов в результате взимания налогов и сборов с юридических и физических лиц. Эти поступления являются основным источником финансирования государственного бюджета и служат фундаментом для реализации государственных программ и инициатив в различных сферах – социальной, экономической, оборонной и иных.
Налоговые доходы можно подразделить на несколько типов в зависимости от вида налога или сбора, который взимается. К ним относятся прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество). Косвенные налоги, в свою очередь, включаются в цену товаров и услуг и взимаются с покупателей, при этом налогоплательщиком выступают не только конечные потребители, но и производители товаров и услуг (например, НДС, акцизы).
В контексте бюджетной системы Российской Федерации налоговые доходы бюджета обеспечивают значительную долю финансовых ресурсов, направляемых на выполнение государственной функции, на обеспечение стабильности социальной инфраструктуры и развитие экономики. Например, налоговые поступления используются для финансирования образовательных и здравоохранительных программ, обеспечения безопасности, модернизации инфраструктуры и реализации инвестиционных проектов.
Управление налоговыми доходами осуществляется через налоговую службу, которая занимается сбором налогов, контролем за их уплатой и обеспечением правовых и процедурных норм налогообложения. Важно отметить, что налоговые доходы бюджета играют не только роль источника финансирования, но и являются индикатором экономической стабильности, эффективности налоговой политики, а также состояния бизнеса и потребительского рынка на территории региона или страны в целом.
При составлении проекта бюджета Ульяновской области на очередной финансовый год и плановый период Министерство финансов региона активно занимается прогнозированием налоговых и неналоговых поступлений. Этот процесс осуществляется в строгом соответствии с Методикой прогнозирования, которая ежегодно утверждается постановлением Правительства Ульяновской области и основывается на формализованном подходе, направленном на обеспечение точности и обоснованности расчетов.
Расчет налоговых доходов производится на основе анализа фактических поступлений за предыдущий период или ожидаемых поступлений на текущий год. При этом учитывается динамика поступлений каждого налогового источника, сформировавшаяся за несколько предыдущих лет. Такой подход позволяет эффективно оценивать бюджетные доходы с учетом изменений экономической ситуации и налогового законодательства, как в Ульяновской области, так и в Российской Федерации в целом.
Ключевым элементом в расчете налоговых поступлений являются различные коэффициенты, отражающие особенности сбора и начисления налогов. Например, при расчете налога на имущество организаций используется коэффициент собираемости, который учитывает эффективность взимания этого налога. Для налога на прибыль, а также транспортного налога применяются коэффициенты, которые учитывают недоучет или доначисления, ожидаемые в текущем году. В свою очередь, коэффициент роста поступлений позволяет корректировать расчет с учетом предполагаемого увеличения доходов в текущем году по сравнению с отчетным. Для более точной оценки также используется корректирующий коэффициент, который отражает изменения поступлений в результате нововведений в налоговом законодательстве. Особое внимание при расчете налоговых поступлений уделяется базам для их расчета, таким как ожидаемые поступления текущего года, а также данные о поступлениях за первое полугодие. Так, налог на имущество организаций рассчитывается на основе поступлений за первую половину года, а земельный налог с физических лиц — на основе начисленных платежей за отчетный финансовый год.
Для более глубокого анализа налоговых доходов бюджета, следует перейти к детальному рассмотрению данных, представленных в таблице 1, где отображены все ключевые показатели и динамика налоговых поступлений за анализируемый период.
Таблица 1 – Динамика налоговых доходов бюджета Ульяновской области за 2022-2024 годы, млн.руб. [1]
Всего налоговые доходы 2022 г. 2023 г. 2024 г. Отклонение 2024 к 2022 г., млн. руб. Темп роста за 2024 к 2022 г.., %
1 2 3 4 5 6
Налог на прибыль организаций 12 685,71 18 503,59 19 965,50 7 279,79 157,39
Налог на доходы физических лиц 15 920,03 18 583,64 22 300,71 6 381 140,08
Акцизы 20 461,79 23 368,76 23 595,14 3 133 115,31
Налоги на совокупный доход 3 472,25 3 926,46 5 152,96 1 681 148,40
Налог на имущество 4 747,92 4 451,03 5 285,97 538 111,33
Налоги и сборы за пользование природными ресурсами 96,77
41,52
49,45
-47
51,10
Прочие 106,65 133,78 128,33 22 120,33
Итого 57 491,12 69 008,78 76 478,06 18 987 133,03
Анализ налоговых доходов бюджета Ульяновской области за период с 2022 по 2024 годы позволяет сделать несколько важных выводов о динамике налоговых поступлений и оценить эффективность налоговой политики региона.
Рисунок 1 – Динамика налоговых доходов за 2022-2024 гг., млн. руб. [1]
Во-первых, общий объем налоговых доходов региона продемонстрировал устойчивый рост, увеличившись с 57491,12 млн.руб. в 2022 году до 76478,06 млн.руб. в 2024 году, что составляет прирост на 18987 млн.руб. или 33,03% (рис.1). Это свидетельствует о положительных тенденциях в экономике региона, увеличении налоговых поступлений и стабильности финансовой системы.
Во-вторых, наибольший прирост показал налог на прибыль организаций, который увеличился в 2024 году на 7279,79 млн.руб. или на 57,39%. Это указывает на значительный рост прибыльности организаций, работающих в регионе, что может быть связано с улучшением экономической ситуации, эффективной налоговой политикой и успешной реализацией инвестиционных проектов.
Сумма поступлений от налога на доходы физических лиц возросла на 40,08%, что свидетельствует о росте доходов населения, увеличении уровня занятости и повышении средней заработной платы в регионе.
Акцизы, увеличившись в анализируемом периоде на 3133 млн. руб. подтверждают стабильный спрос на товары, подлежащие акцизу, такие как алкоголь и топливо, что является важным индикатором экономической активности на потребительском рынке.
Таким образом, в целом регион демонстрирует положительную динамику роста налоговых доходов, что свидетельствует о стабильности и развивающемся потенциале экономики.
Далее, рассмотрим структуру налоговых доходов Ульяновской области за 2022 -2024 годы.
Таблица 2 – Структура налоговых доходов Ульяновской области за 2022-2024 гг., % [1]
Всего налоговые доходы 2022 г. 2023 г. 2024 г. Динамика показателя за 2022-2024 гг, %
1 2 3 4 5
Налог на прибыль организаций 22,07 26,81 26,11 4,04
Налог на доходы физических лиц 27,69 26,93 29,16 1,47
Акцизы 35,59 33,86 30,85 -4,74
Налоги на совокупный доход 6,04 5,69 6,74 0,70
Налог на имущество 8,26 6,45 6,91 -1,35
Налоги и сборы за пользование природными ресурсами 0,17 0,06 0,06 -0,10
Прочие 0,19 0,19 0,17 -0,02
Итого 100,00 100,00 100,00 0,00
Структура налоговых доходов Ульяновской области за 2022-2024 гг. представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура налоговых доходов Ульяновской области в 2024 году, % [1]
Анализ структуры налоговых доходов бюджета Ульяновской области за 2022-2024 годы позволяет выявить определенные тенденции и оценить динамику поступлений по ключевым налоговым категориям.
Налог на прибыль организаций занимает значительную долю в структуре налоговых поступлений, однако его динамика в анализируемом периоде демонстрирует незначительный рост доли, с 22,07% в 2022 году до 26,11% в 2024 году, что составляет 4,04%. Этот рост показывает, что налог на прибыль организаций сохраняет свою роль в бюджетной системе региона.
Налог на доходы физических лиц также является важным источником поступлений, несмотря на его колебания в процентной доле. В 2022 году его доля составила 27,69%, а в 2024 году этот показатель увеличился до 29,16%. Рост доли на 1,47% свидетельствует о повышении доходов населения региона.
Акцизы, напротив, показали негативную динамику. В 2022 году их доля составляла 35,59%, в 2024 году этот показатель снизился до 30,85%, что дает снижение на 4,74% [1].
Налоги на совокупный доход также показывают положительную динамику, хотя и с небольшим ростом доли на 0,70%. Налог на имущество показал снижение доли в налоговых доходах региона – с 8,26% в 2022 году его доля снизилась до 6,91% в 2024 году, что может быть связано с изменениями в налогообложении имущества или с сокращением облагаемого имущества в регионе.
Таким образом, структура налоговых доходов в Ульяновской области на протяжении 2022-2024 годов характеризуется ростом доли налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц, а также снижением доли акцизов и налогов на имущество.
3.2 Неналоговые доходы
Неналоговые доходы бюджета представляют собой средства, поступающие в государственный или местный бюджет не в результате взимания налогов, а из других источников, таких как сборы, штрафы, доходы от собственности и другие виды доходов. Эти поступления играют важную роль в формировании доходной части бюджета, помогая уменьшить зависимость от налоговых поступлений и обеспечивая дополнительные финансовые ресурсы для реализации государственных программ.
Неналоговые доходы, так же как и налоговые, регулируются представительными органами власти, как на федеральном, так и на региональном уровне Российской Федерации. Этот вид доходов, согласно законодательству, представляет собой систему финансовых поступлений, которые не связаны с налоговыми обязательствами, но играют не менее важную роль в формировании бюджетов различных уровней. Перечень неналоговых доходов является единым для всех уровней бюджетной системы и определяется в рамках закона о бюджетной классификации, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отличительной чертой неналоговых доходов является их значительная гибкость и многообразие форм, которые отличают их от традиционных налоговых поступлений. В отличие от налогов, где четко установлены ставки, сроки уплаты и льготы, неналоговые доходы могут быть как обязательными, так и добровольными, и могут взиматься на различных основаниях, включая принудительные и добровольные формы. Принципы их сбора регулируются не единым набором стандартных правил, а комплексом нормативных актов, что придает этим доходам особую специфичность в контексте финансовой политики.